6. Асфальтовая масса.Асфальтовая масса является смесью трех основных компонентов:

1. упомянутое углеводородное связующее вещество

2. каменная мука (молотый каменный щебень или каменная пыль с величиной зерен максимум 0,25 мм, в виде исключения - 0,71 мм, при этом большая часть - от 60% до 85% - гранулометрического состава каменной муки составляет так называемый "наполнитель" с размером "частиц" менее 0,063 мм.

3. щебень (несеяный или сеяный естественный гравий, а также дробленый несеяный или сеяный каменный материал) в качестве заполнителя асфальтовой массы.


Основными видами углеводородных связующих веществ являются природный асфальт из природных подземных месторождений, из которых он иногда вырывается на поверхность в виде "асфальтовых озер" (12), битум (керосиновый или нефтяной асфальт).

Последний тяжелый продукт дистилляции (перегонки) сырой нефти и гудрон (каменноугольный пек), получаемый при сухой перегонке угля или - реже - газа для освещения.

Гудрон является более качественным связующим веществом, чем битум, в силу более низкой вязкости (13), относительно высокой способности сцепления с заполнителем и большей сопротивляемостью воздействию воды. Между тем, гудрон является самым дорогим связующим веществом. Поэтому он не употребляется в массовых работах по асфальтированию дорог катаным асфальтобетоном. При использовании этого типа асфальтобетонов в качестве связующего вещества в основном используется битум, а в некоторых случаях - природный асфальт.

Если речь идет о создании высококачественного асфальтового покрытия, например, литых асфальтовых покрытий мостов или тротуаров городских улиц. Неблагоприятная, относительно высокая вязкость битума может быть уменьшена путем разложения битума пригодными для этого маслами, которые испаряются после укладки асфальтовой массы. Однако следует напомнить, что этот метод на практике применяется относительно редко. В основном используют дисперсию битума в воде, в результате которой битумные эмульсии, являющиеся смесью битума, воды и добавленного к воде эмульгатора (это анионно или катионно активные вещества - в зависимости от вида каменного материала, уменьшающего поверхностное напряжение между распыленным битумом и водой и тем самым делается возможным быстрое связывание (точнее "слепливание") с поверхностью заполнителя); после испарения масла или воды битум - в качестве связующего вещества - остается в асфальтовой массе.

 

World Programs